Добро пожаловать на блог АВС Консалтинг

Зарегистрируйтесь.

Это даст Вам возможность получать всю информацию с блога, в том числе скрытую от остальных посетителей.

Читайте, комментируйте, нам очень хочется узнать Ваше мнение.

Войти

Забыли пароль?

Зарегистрироваться

Запасы. Производство VS Финансы

Автор: Алексей Степанов (abcconsulting) · Дата: 17 Март 2010 ·

Недавно мы разговаривали с руководителем отдела планирования одной крупной производственной компании.

Мы говорили о предстоящем семинаре, посвященном Управлению запасами и автоматизации расчета страховых запасов. Ввиду того, что мы уже давно и хорошо знакомы, то лишний раз приглашать его к нам на семинар не было необходимости (это один из наших самых активных подписчиков на блоге, к нему информация приходит из первых рук. Кстати, Вы тоже можете подписаться для получения самой свежей информации с блога).

Мы говорили о том, что финансисты стоят над душой с требованием сокращения этих самых запасов. И их можно понять: финансисты как никто другой понимают, КАКИХ денег стоят эти запасы и их хранение и как эти деньги можно использовать иначе. При этом, проблема наличия запасов и их размеров воспринимается финансистами под другим углом зрения, чем угол зрения производственника, что не означает, менее остро.

А хотелось бы сблизить эти взгляды финансистов и производственников на эту непростую проблему.

Как управлять запасами. Насколько эти запасы чрезмерны? А какими они вообще должны быть? А как их посчитать – оптимальные запасы? Причем именно посчитать, а не полагаться на то или иное мнение. И можно ли эти расчеты выполнять в оперативном режиме?

Как известно, для большинства компаний, с финансовой точки зрения, инвестиции в запасы представляют крупный актив, поэтому и хочется управлять этими инвестициями эффективно.

В противном случае, капиталовложения могут стать большим и бесполезным отвлечением оборотных средств.

А что необходимо для эффективного управления инвестициями в запасы?

Необходимо определить и поддерживать оптимальный уровень инвестирования в запасы. При этом, важно соблюсти баланс между необходимостью удовлетворить потребности производства и реализации с одной стороны, и избежать наличия чрезмерных запасов, наличие которых повышает риск устаревания материалов с другой.

Откуда берутся эти самые запасы?

В общем случае, можно назвать три основные причины наличия запасов: операционная, предохранительная и спекулятивная. Я сейчас не касаюсь той категории запасов, которые можно назвать «неликвидами», с туманной историей их появления и до решения судьбы которых руки не дошли.

  • Операционная причина проявляется тогда, когда есть необходимость иметь запасы, чтобы удовлетворить текущие требования производства и реализации. То есть, когда удовлетворить эти требования очень быстро без наличия запасов невозможно. Разве только в теории при внедрении метода JIT (Точно-во-время). Иначе говоря, из-за того, что на доставку запасов требуется время (запасы не доставляется моментально) требуется иметь некоторое количество запасов на покрытие этого периода.
  • Предупредительная причина проявляется в том, что принимается осознанное решение иметь дополнительное количество запасов, чтобы обеспечить требования будущего производства и реализации на тот случай, если их предварительные оценки (в основном, вызванные неопределенностью спроса) окажутся заниженными.
  • Спекулятивная причина возникает тогда, когда, опять же сознательно, принимается решение о необходимости наличия дополнительных запасов на случай изменения цены на материалы, комплектующие или готовую продукцию.

Это, так сказать, общеэкономический взгляд на проблему, который описывает проблему в целом и, на мой взгляд, мало пригоден для применения к ее решению.

Если говорить о практическом (или производственном) взгляде и не принимать во внимание спекулятивный аспект существования запасов, то можно достаточно уверенно утверждать, что автоматизация производства, в том числе и призвана решать проблему наличия избыточных запасов. А именно автоматизация функции управления запасами (MRP), дополненная процессом Планирования Продаж и Операций (S&OP), о чем мы не единожды писали здесь.

Повторюсь, решать проблему избыточных запасов, но не запасов вообще. И с точки зрения производственной мы уже имеем дело с иными причинами возникновения запасов. Такими как, например:

  • Страховые запасы (buffer stock inventory), служащие для нейтрализации колебаний спроса и/или поставок.
  • Подготовительные запасы (anticipation inventory), служащие для подготовки к будущим известным событиям (для удовлетворения сезонного спроса, ожидаемого роста продаж при проведении программ стимулирования сбыта, при плановых остановках в производстве поставщиков, при проведении планового ремонта на заводе, при реконструкции и т.п.).
  • Транспортные запасы (transportation inventory), возникающие в случае перевозки с одного места хранения на другое (например, в сети дистрибуции или к покупателю) и зависящие от времени, расстояния и способа перевозки.
  • Оборотный запас (задел) (lot size inventory or cycle stock), возникающий вследствие партионности производства и закупок.
  • Технологический запас в незавершенном производстве (цикловой задел) (lead time inventory), непреодолимо возникающий при длительном цикле производства.

К чему я клоню.

Если хотя бы эти причины применить не абстрактно, а к конкретным номенклатурным позициям и/или номенклатурным группам, тогда можно попытаться оценить необходимый запас по каждой из причин возникновения и «собрать» тот самый оптимальный размер запасов, который устроит и производственников и финансистов.

Просто? Очевидно? Выполняется? Нет! Хотя вот тут и появляется реальный механизм не только анализа размеров запасов, но и их прогноза.

Хотите узнать больше? Приходите на семинар 23 марта.

Картинка с Фликра.

Понравилось читать? Не пропусти новые статьи! Подписывайся.

Оставить комментарий. Или два

Обновления

Ad Ad Ad Ad