Что такое СППР?
Со временем количество информации, которую необходимо обработать для принятия нужного решения, стремительно увеличивается. Рост объемов неструктурированных данных и оперативность в принятии решений выдвигают новые требования к руководителям, к бизнес-аналитикам. В связи с этим, наблюдается стремительный рост интереса компаний к программным продуктам, позволяющим работать с большими объемами информации, накопленными в учетных системах и хранилищах данных, и извлекать из них полезные сведения.
Однако в реалиях российского рынка организация зачастую не может полностью использовать возможности, предоставляемые такими инструментами. Зачастую, это связано с непониманием всех выгод и преимуществ, предоставляемых системами такого класса, с отсутствием времени на обучение персонала и на проработку всего процесса. При этом, часто упускается из виду, что цена ошибочных решений в современных условиях чрезвычайно высока. И в условиях, когда «машина должна работать, а человек думать» (принцип IBM), человеку приходится и работать и думать.
В настоящее время нет общепринятого определения Систем поддержки принятия решений или СППР, поскольку конструкция СППР существенно зависит от вида задач, для решения которых она разрабатывается, от доступных данных, информации и знаний, а также от пользователей системы.
Системы поддержки принятия решений (СППР, Decision support systems, DSS), которые все чаще использует современный бизнес, это скоординированный набор данных, систем, инструментов и технологий, программного и аппаратного обеспечения, с помощью которого предприятие собирает и обрабатывает информацию о бизнесе и окружающей среде с целью обоснования управленческих действий.
СППР — в большинстве случаев — это автоматизированная система, которая помогает пользователю (лицу, принимающему решения; ЛПР) использовать данные и модели для идентификации и решения задач и принятия решений.
В СППР выделяют три основные части:
- Система данных для сбора и хранения информации, получаемой из внутренних и внешних источников. Обычно это Хранилище данных.
- Система диалога, позволяющая пользователю задавать, какие данные следует выбирать и как их обрабатывать.
- Система моделей - идеи, алгоритмы и процедуры, которые позволяют обрабатывать данные и проводить их анализ. Пользователь имеет опыт, знает ситуацию и руководствуется определенными соображениями при выборке данных. В обработке данных используются различные процедуры, от простого суммирования до статистического анализа и нелинейной оптимизации.
СППР обладает следующими четырьмя основными характеристиками:
- СППР использует и данные, и модели;
- СППР предназначены для помощи менеджерам в принятии решений для слабоструктурированных и неструктурированных задач;
- Они поддерживают, а не заменяют выработку решений менеджерами;
- Цель СППР — улучшение эффективности решений.
Вот лишь небольшой список сфер применения Систем Поддержки Принятия Решений:
- Анализ каналов снабжения и распределения (логистика);
- Анализ производства;
- Анализ продаж;
- Маркетинговый анализ;
- Анализ клиентской базы;
- Анализ качества сервисного обслуживания;
- Финансовый анализ;
- Инвестиционный анализ;
- Анализ исследовательской и проектной деятельности;
- Анализ персонала;
- Анализ стратегии организации;
- Многомерный анализ;
- Прогнозирование;
- Поиск закономерностей;
- Управление рисками;
- Сегментация клиентов/товаров/услуг;
- Построение профилей потребителей;
- Оценка эффективности рекламы.
СППР представляют собой системы, максимально приспособленные к решению задач повседневной управленческой деятельности.